ИСТОРИЯ ПРИХОДА

       ИОАННО-БОГОСЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

Священнослужители Казьминской церкви. Начало 50-х годов

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Празднование 130-летия Казьминской церкви.

26 ноября 2006г. 

 

 

             

Памятный крест на месте церкви, разрушенной в 30-е годы ХХ века.

 

 

 

 

                                                         КАЗЬМИНСКОГО

 

ИСТОРИЯ ПРИХОДА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1869 – 1917)                                                         

 

             1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕЛА КАЗЬМИНСКОГО. МЕСТО РЕЛИГИИ  И ЦЕРКВИ В ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЕ КРЕСТЬЯН ПРИКУБАНЬЯ 

                                                                                                       

 

          Во второй половине 19 века Северный Кавказ стал активно заселяться крестьянами южно-русских и малороссийских губерний Российской империи.    Плодородные земли в междуречье рек Б.Зеленчук и Уруп находившиеся на территории Зеленчукского и Урупского округов горского управления по распоряжению Наместника Кавказского Михаила Николаевича были переданы «вновь обустроенным сельским обществам». Официально это произошло 12 ноября 1867 года, хотя первые партии переселенцев появились в этих краях еще в начале 60-х годов. Село Казьминское, а также три других крестьянских селения: Ольгинское, Ивановское, Богословское были основаны в Баталпашинском уезде (с 1888г – отделе) Кубанской области на территории, освободившейся в результате переселения части адыгов  и прикубанских ногайцев  в Турцию. Произошло это после окончания Кавказской войны (1817-1864).    Село Казьминское было основано у истока степной речки  Большая Казьма,   впадающей в Кубань.   «Къазма», в переводе с ногайского языка означает «обработанная, плодородная земля». В нынешнем году село отметит своё 140-летие. В 1876 году в селении насчитывалось 293 двора и проживали 1873 души обоего пола. К 1910 г. число коренных жителей достигло 4517 душ, а иногородних 5329

     Огромную роль в духовной культуре крестьян-переселенцев играла религия. Она регламентировала все стороны жизни. Религиозные обряды сопровождали крестьянина с момента его рождения и до самой смерти, во многом определяя ритмы быта. Церковь являлась центром духовной жизни села, выполняла различные функции, среди которых были воспитание нравственности у прихожан, забота о просвещении, благотворительность, ведение метрических книг (иг (фиксация рождений, браков, смертей). При появлении эпидемических заболеваний, которые были нередкими в 19 веке, священники рассказывали прихожанам о мерах предосторожности при появлении болезней, обходили дома, где были больные, укрепляли их дух и учили разным методам ухода за больными. Этому способствовало знание некоторыми членами церковного причта основ медицины. Прежде чем обратиться непосредственно к истории казьминской церкви, рассмотрим общие положения, касающиеся внутреннего устройства православной церкви на Ставрополье и Кубани.

На рубеже 19-20 веков значительное число населения Кубани и Ставрополья были христианами (более 90%). На Кубани  последователи ислама составляли менее 5%. Из общего числа христиан  православных было 96,5 %, старообрядцев 1,2%, других христианских конфессий – 2,3 %.  Ставропольская епархия, с центром в г. Ставрополе, включала в себя Ставропольскую губернию и   Кубанскую область.       Епархия  состояла  из     округов (благочиний) во главе с благочинным. В Кубанской области Ставропольской епархии насчитывалось 27 благочиннических округов. В Ставропольской губернии - 14.  Крестьянские селения Прикубанья и  некоторые казачьи станицы относились к 10 благочинию Кубанской области. Центр округа находился в станице Отрадной.

 Благочинный контролировал деятельность подведомственных ему священников, собирал сведения о церквах и духовенстве своего округа для составления Клиросных ведомостей, которые затем поступали в Ставропольскую Духовную Консисторию, разбирал спорные вопросы, возникшие между причтом церквей и сельскими обществами. Он же вёл переписку с епархиальным начальством и извещал священников округа о различного рода указаниях, постановлениях.

В  1919 году Ставропольская епархия была разделена на две самостоятельные: Кубанскую и Ставропольскую.

Священно - и церковнослужители одного храма  (прихода) составляли причт. В него входили настоятель, священник (иногда 2-3), диакон, псаломщик, пономарь, чтец, певчие, церковный староста, просфорня, ктитор и т.д..  Сельские и станичные общества наделяли причт землёй, назначали жалование. Более пятидесяти лет благочинным церквей 10 округа Кубанской области являлся  протоиерей Максим Сапежко.  В Баталпашинском уезде Кубанской области  в 1872 году насчитывалось 170.925 жителей обоего пола. Из них, православных – 121.722;  старообрядцев - 3.600; римо-католиков - 469; протестантов – 597; мусульман - 40.575; иудеев – 239.  Как видим, этнический и конфессиональный (религиозный) состав населения Прикубанья был довольно пёстрым. В результате казачьей и крестьянской колонизации региона значительную часть  его населения составили славяне.  Число  жителей Прикубанья к началу 20 столетия будет  неуклонно возрастать.                                 

                                                                                          2.РОЖДЕНИЕ ПРИХОДСКОЙ КОЙ КОЙ

                                                                  ОБЩИНЫ ЦЕРКВИ СЕЛА    КАЗЬМИНСКОГО  

  История казьминской церкви начинается в 1869 году, когда в селении был обустроен молитвенный дом и  прибыл священник. 20 сентября 1869г. был составлен приговор, согласно которому на содержание церковного причта сельское общество выделяло ежегодно 300 рублей серебром.  Первым священником в селе стал Павел Иосифович Лебедев, сын священника Донской Епархии, окончивший Кавказскую Духовную Семинарию в 1862г. Став настоятелем прихода, он приложил немало усилий, чтобы в селе был возведён храм. Необходимо учитывать, что село всё ещё продолжало населяться.  Многие крестьяне не успели отстроить свои дома и жили в землянках. Тем не менее, необходимую сумму в 16 тысяч рублей собрать удалось. Иконостас обошелся в 2400 рублей.  Прихожане купили и пожертвовали для церкви «заклиросную киоту в 280 руб. серебром».   О некоторых обстоятельствах строительства церкви в селе можно узнать из отчета за 1877г. благочинного церквей 10 округа Кубанской области Ставропольской и Екатеринодарской Епархии  Максима Сапежко.

·         « Во вверенном мне благочинии состоит 12 церквей; из них 8 настоящих в станицах Урупской, Безскорбной, Попутной, Отрадной, Спокойной, Подгорной и Надежной и в селении Казьминском; и четыре временных в селениях Ивановском, Ольгинском, Богословском и Успенском. На постройку станичных церквей отпущено было /…./ по 9 тысяч рублей серебром на каждую. /…/  Церкви устроенные с 1862 по 1870 год обходились гораздо дешевле, по дешевизне материалов, а устроенные с 1870 по 1877 стали дороже по причине высоких цен как на всякий материал, так и на рабочих, кроме сего церкви, устроенные по планам казенным стоили дешевле, потому что были малы и как-то не особенно красивые..»

Таким образом, церковь в селе Казьминском была построена на средства прихожан, без какой либо помощи от Казны и кубанского войскового правления, причем был выбран проект более дорогой и «более красивый». К сожалению, пока не удалось разыскать фотографию первой церкви села. Однако, в Клиросных ведомостях  есть её описание, хотя и краткое: «Зданием деревянная, на каменном фундаменте с колокольнею. Покрыта железом и имеющая ограду»  

9 ноября 1876г. в Кавказских Епархиальных ведомостях было опубликовано официальное разрешение Святейшего Синода «освятить новоустроенную в селе Казьминском  церковь во  имя  Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова».   14 ноября того же года она была освящена.  Находилась она в центре села. Ныне на этом месте парк и Дом культуры. 26 ноября 2006 года здесь был установлен памятный крест.

 По штату полагался один священник и псаломщик.  Для причта было отведено 99 десятин земли. Священнику построили деревянный дом из трех комнат. Псаломщик имел свой собственный дом.  Зданий, принадлежавших церкви, не было, кроме небольшого деревянного домика в церковной ограде для сторожей.

Казьминская церковь занимала одно из первых мест среди церквей 10 благочиния «по обилию книг духовно-нравственного и поучительного содержания».  

18 марта 1885 года в село прибыл новый священник – Симеон  Фаддеевич Кулик. В 1891 году по ходатайству сельского общества была открыта диаконская вакансия.

      Сын псаломщика  села Белая Глина Ставропольской губернии нии Дмитрий Петрович Польский 30 марта 1898г. по  прошению был переведен из станицы Николаевской в церковь села Казьминского. Тогда же Дмитрий Польский был утвержден в должности законоучителя казьминской сельской школы. Одновременно он состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, открывшейся в 1891г.   На смену настоятелю прихода Дмитрию Польскому  в 1906 году пришел его сын -  Польский Николай Дмитриевич. Он стал последним настоятелем прихода Казьминской церкви до революции.

                                                                                        3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕКТАНТСТВА В ПРИКУБАНЬЕ

      К началу ХХ века  численность населения в Казьминской волости, в которую входило около 40 хуторов и экономий, значительно возросло. Это происходило в основном за счет  пришлого населения, так называемых - иногородних. В самом селе, по сведениям волостного правления насчитывалось к 1900 году 5708 человек. В приходе Казьминской церкви находились и окрестные хутора. Собственно, число коренных жителей большинства хуторов было невелико (от 5 до 20 чел.), но были и такие, где число душ обоего пола  составляло от 40 до 145. Например, хутор Сирафимовича, Харьковский, баронессы Розен. Всего по волости официально числились 7150 человек.  

       Естественно, один священник просто не в состоянии был обеспечить потребности православных христиан. Помимо этого, в хуторах проживали представители иных – не православных вероисповеданий. Так, обособленно проживали баптисты, молокане. Молоканами были крупнейшие овцеводы юга России Макеевы, Мазаевы, Николенко, а также братья Немирюковы.  Они были выходцами из Мелитопольского и Бердянского уездов Таврической губернии, поэтому за ними закрепилось название – «тавричане». 

        Поселившись  на правом берегу Урупа, вблизи станиц Отрадной, Попутной и селений Казьминского, Ивановского и Ольгинского они основали  здесь капиталистические экономии. На Кубань их привлекли хорошие пастбища и низкие цены на аренду земель. Из Новороссии  тавричане перегнали  свои бесчисленные отары тонкорунных овец. Это о них писал в 1902 году журнал «Мир Божий» - «… если в степях Северного Кавказа вообще нет недостатка в хищниках, то первое место среди них по алчности… принадлежит тавричанам».

       В делах  Консистории отмечалось, что 1444 человек век «проживают не в самом селении, а в окрестных хуторах и одному священнику невозможно наблюдать за их религиозным состоянием, вследствие чего среди этих хуторян свило прочное гнездо сектантство и усиление его пагубно влияет на православную паству».   В капиталистических экономиях овцеводов работали по найму сотни сельскохозяйственных рабочих из различных губерний Империи. Епархиальное начальство всерьез было обеспокоено ростом численности неправославного населения, и возможным влиянием на этот процесс хозяев экономий  и хуторов, принимавших у себя, и  укрывавших, от преследования властей,  работников - единоверцев.

      Вплоть до конца 70-х годов 19 века число сектантов в населённых пунктах Прикубанья было незначительным. К примеру, на 1872 г. во всём Баталпашинском уезде  сектантов насчитывалось 597 душ обоего пола. В 1877 г. благочинный 10 округа отмечал: «Раскольников в моём  благочинии не много; в станице Урупской молокане муж. пола -60 человек, жен. – 55; в станице Безскорбной, Попутной и Отрадной – хлысты, тоже в небольшом количестве, не более 10».   К началу 20 века ситуация изменилась. В станице Урупской и селе Казьминском насчитывалось 546 сектантов. В 1900 г. в Отрадной проживали баптисты, молокане, штундисты (103 чел.) В хлыстовстве подозревался 31 человек. Десятое благочиние Кубанской области в епархиальных документах значилось как «боевое в сектантском  отношении» и требующее «особенно бдительного  миссионерского надзора, в особенности село Казьминское – гнездо сектантства».  

       В связи с ростом  числа последователей сект в епархии была создана  противосектантская миссия. Епархиальный миссионер в течение года посещал большинство приходов, в которых проживали сектанты, проводил вместе с окружными миссионерами полемические беседы с сектантами об особенностях веры. С конца 19 века на этой должности состоял протоиерей Симеон Никольский. В 10 округе  «усердием к ведению внебогослужебных собеседований» отличались священники  сёл Богословского, Ивановского и Ольгинского

      Ставропольский Епархиальный миссионер Симеон Никольский, неоднократно посещавший  Казьминское, указывал на резкое увеличение здесь  численности представителей неправославных конфессий. Статистика неумолимо свидетельствует – в Казьминском,  в начале 20 века, проживали сектанты, численность которых  по отношению к их общему количеству во всём 10 благочинии, составляла 35 %.  А объясняется это тем, что Казьминское  - одно из немногих селений Средней Кубани, в котором число иногородних превысило число коренных жителей более чем в 1,5 раза. 

       В 1900г. епархия вознамерилась открыть в с. Казьминском второй штат  причта. Иными словами -  направить в село второго священника и псаломщика. Однако,  сельское общество выступило против этого шага церковных властей. И причины были, главным образом, экономического характера. 

     Ситуация щепетильная. С одной стороны растёт число сектантов, что вызывает беспокойство властей и местное духовенство.  С другой стороны,  крестьяне постановили, что средства на содержание второго штата священнослужителей выделять не станут. Взять негде. Дмитрий Польский  направил прошение в Епархию о необходимости назначения казённого жалования второму причту « в размере двум священникам по 200 рублей и псаломщику по 100 рублей». Ответа, однако,  сразу не последоваловало.

И как порою бывает, делу дали ход, а о финансировании подзабыли. Второй штат причта в селе открыли. В него вошли священники Евгений Кондратов и псаломщик Георгий Инжавенский. Борьба с сектантством началась с удвоенной энергией. Но второй причт остался без квартиры, и без земли. Правда,  жалование первого причта (300 рублей) стали делить пополам.

В Духовную Консисторию пошли рапорты от второго священника с просьбами «исходатайствовать… обещанное жалование из Св. Синода». Там предписали поделить причтовую землю  (99 десятин) между  всеми членами обоих штатов. В декабре 1901 г. всё тот же Дмитрий Польский вновь пишет  в Консисторию, и открытым текстом говорит о необходимости закрытия второго штата причта, ввиду трудности его существования  в селе. «Общество с самого начала стало в прямо враждебное отношение к новому причту», - говориться в послании. В начале 1902 г. прошение направляется уже епископу Агафодору. В нём просят не назначать второго священника в церковь села Казьминского, вместо выбывшего к этому времени священника Евгения Кондратова, пока Синод не выделит казённое жалование. Но, по - видимому, средства на содержание второго причта всё же  изыскали, так как до революции 1917г. в приходе несли службу несколько священнослужителей.

ГЛАВА 2                                                                 ИСТОРИЯ ПРИХОДА КАЗЬМИНСКОЙ ЦЕРКВИ

                                                                                           В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ  (1917-1991)

 

1. ЖИЗНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ В 1917-1943гг.

        1917 год  изменил  политическую обстановку в России. Отношение большевиков к церкви наглядно раскрывалось в первых советских законах. По Декрету о Земле духовенство было лишено прав на земельную собственность. В 1918 г. советское правительство провозгласило отделение церкви от государства и школы от церкви. Комитет бедноты, созданный в Казьминском, практически сразу  принялся за раздел причтовой земли. До начала 20-х годов, по воспоминаниям старожилов, священники всё ещё преподавали в учебных заведениях села, но затем, они были отстранены от этого.  По всей стране начались массовые изъятия церковных ценностей. Духовенство подвергалось репрессиям. Сын священника Николая Польского – известный краевед Леонид Николаевич Польский вспоминал: «Время жуткое наступило. Люди опасались лишний раз выходить со двора. Комиссары на тачанках носились по улицам села, всем видом демонстрируя – у кого нынче власть. Особенно кощунственным выглядели скачки вокруг церкви. Распоясавшаяся  молодежь  развешивала кумачовые транспаранты на церковных стенах. Кричала,  что Бога-де нет! Частыми стали ночные разбои. Владыка Агафодор, даже позволил отцу в доме держать ружье, чтобы отпугивать непрошенных гостей…»

     Власти пытались подорвать авторитет церкви. В среде самой церкви был организован раскол. Так появились сторонники обновления православного богослужения – «обновленцы» и сторонники  опального патриарха Тихона. Обновленцы захватывали храмы, активно сотрудничали с властями. В Казьминском также  стало действовать две общины. Обновленцы захватили деревянную церковь.  Приверженцы старого обряда – «тихоновцы», вынуждены были обустроить новый молитвенный дом. Находился он  на территории 2-го квартала села, в районе  перекрёстка нынешних улиц Ленина  и Выгонной. Лишь после того, как  церковь выразила  лояльность советской власти, церковный раскол был преодолён. Однако, массовые гонения на церковь и духовенство усилились.   

      Николай Польскийский оказался последним священником первой – деревянной церкви села, построенной в 1876 г.. Пережив революцию и гражданскую войну, здание церкви было разрушено в начале 30-х гг. Именно тогда отцу Николаю пришлось покинуть село Казьминское. Однако, старожилы прекрасно помнят его до сих пор. Помнят его кроткий нрав, помнят его уроки в министерской школе, но особенно живы воспоминания о годах гражданской войны, когда священник не допустил публичной казни деникинцами нескольких жителей села. Приговоренные к повешению были отпущены на свободу. До  Великой Отечественной Войны Николай Польский служил в Пятигорске. В годы оккупации Кавказа возглавил Временное Епархиальное  Управление. Его усилиями были открыты десятки храмов на территории Ставрополья. Вместе с сыном Леонидом, к тому времени уже известным журналистом, публиковавшимся в центральных изданиях, отец Николай спас от уничтожения немцами краевой архив. Не одна тысяча дел была укрыта в здании Андреевской церкви г. Ставрополя. С участием Николая Польского возобновляется благотворительная деятельность Владимиро - Андреевского братства (просуществовавшего более 50 лет, прежде чем было закрыто большевиками). В оккупированном Ставрополе  Николай Польский занимался подпольной работой. При отступлении, офицеры НКВД с этой целью даже позволили совершать молебны во славу немецкого оружия. Умер Николай Польский в 1949 году и похоронен у алтаря Андреевского кафедрального собора. Рядом с ним покоятся Римма Иванова – кавалер Георгиевского Креста, героиня 1–й Мировой войны и митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон.

       Вместе с о.Николаем  в 20-годы службу нёс Пётр Дементьев . Позже он стал врачом. Труд священников  в годы коллективизации оказался невостребованным.  В 20-30 годы происходили массовые закрытия церквей. Судьба же Иоанно-Богословской церкви, как зеркало, отражает судьбу, постигшую православную церковь в России в целом. Отец Николай покидает Казьминское.

      В 1933 (?) Казьминскую церковь разрушили, причём первую в районе. Сначала снесли купола, устроили в ней  колхозное зернохранилище. Затем стали ломать совсем. Сбежался народ. Пытались отстоять храм.  Не удалось. Зачинщиков «беспорядков» арестовали. Ныне «пролетарской культурой» никого не удивишь, а в то время никто не мог додуматься, что из икон можно было делать уборные, топить ими печи.… У одной из активисток, топившей иконами, «почему-то» загорелся дом. Старики находили этому «почему-то» свое объяснение.

      Церковь разрушили, но ещё долго возвышался в центре села каменный фундамент. Со временем здесь появился холм. А в 50-х годах и его, в связи с разбивкой на этом месте парка, снесли. В фундаменте обнаружили пустоту. Собрался народ. Извлекли два гроба с телами священников. По воспоминаниям старожилов, тела и, в особенности, нетронутые годами позолоченные ризы священников, хорошо сохранились. Мгновение… и последние свидетельства былой жизни церкви рассыпались в прах, ушли в небытие…

2. ИСТОРИЯ ПРИХОДА В 1943-1991

         В годы войны  на советской оккупированной территории повсеместно открывались храмы. Крестилось и венчалось население. Однако, несмотря на покровительственное отношение оккупационных властей к православной церкви, идеология фашизма была совершенно несовместима с христианством. Как известно, нацисты надеялись насадить после войны культ личности фюрера с элементами германского язычества.  В период оккупации села  был открыт молельный дом. В него принесли несколько икон, уцелевших во время разгрома деревянной церкви в 33-м. Приезжал священник, шли службы, крестили детей.  В 1943 году отношение советской власти к РПЦ изменилось коренным образом.  Был избран патриарх. Стали открываться церкви.

      18 июня 1944г. в жизни прихода казьминской церкви произошло важное событие. В этот день была официально зарегистрирована православная община села Казьминского.   Здание для молитвенного дома было куплено  верующими  у реки Казьмы. Позднее он был перенесён уже в центр села. В 70-х годах здание обложили кирпичом, придав постройке классический крестообразный вид. До 1947 г. священником был протоиерей Капитон Рождественский. Его сменил Виктор Терновский. С 1950г. Службу нёс протоиерей Михаил Клева. Псаломщиками были Евгений Дубакин ( одновременно регент хора) и Николай Кульгускин.

       В конце 50-х годов ситуация в стране меняется, начались так называемые хрущевские гонения. Закрываются храмы, семинарии. Возобновляется антирелигиозная пропаганда. Священники были устранены от административно-хозяйственных дел в своих храмах. Возросла роль старост и их влияние на священнослужителей.

       Трудна была жизнь прихода. Ощущался недостаток церковной утвари. Одно время не было даже Напрестольного Евангелия. Не хватало средств на ремонт, а обращение за помощью  к прихожанам было ограничено рядом бюрократических преград - требовалось разрешение уполномоченного министерства по делам РПЦ в Ставропольском крае. Власти  усилили давление на людей, регулярно посещающих церковь. В 1961-1966 годах настоятелем церкви был Сергий Синьков. При нем Казьминской церкви из Ивановского прихода был передан ряд икон и часть церковной утвари. С 1966 в документах упоминается новый священник Пантелеимон Семилетов. Долгое время в Казьминском не было своего настоятеля. Службы вели священники из других приходов. Сказалась ситуация в стране, когда закрылись буквально все духовныё заведения и возникла катастрофическая нехватка кадров духовенства.      Гонения на церковь продолжались в стране, уже в небольших масштабах, вплоть до конца 80-х годов.  Именно тогда во всех сферах общества неотвратимо надвигались перемены. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988г. стало переломной вехой во взаимоотношениях государства и церкви. Началось духовное возрождение общества. При настоятеле Казьминской церкви  Георгии Дементове  была возведена колокольня и купол. При иеромонахе Игнатии (Гайдашенко), спустя 60 лет, вновь заговорили колокола.

Автор: Сулимкина Дарья под руководством Котова Сергея Николаевича

 

 

 

 

 

   
Hosted by uCoz